X

Как открутить ржавую гайку или болт


03.11.2021

Проблема заржавевших крепёжных приспособлений обычно возникает при демонтаже конструкций. Коррозия превращает болты с накрученными на них гайками практически в единое целое. Это значительно затрудняет процесс демонтажа, но не делает его невозможным. Конструкции можно разбирать без повреждения основных элементов, если знать, как открутить ржавый крепеж. Для решения проблемы ржавого крепежа используются как механические методы, так и применение химических веществ, растворяющих ржавчину.

Средства и методы для выкручивания ржавого крепежа

  • Самым простым способом воздействия на ржавую гайку является рычаг. На зачищенное от ржавчины крепление накидывается гаечный ключ, , на рукоятку которого надевается труба. Такое удлинение ручки помогает гораздо легче разъединить проржавевшие детали, скрепленные гайками.
  • Для откручивания можно попробовать нагреть гайку. Металл разогревается. После этого с помощью воротка производится аккуратное скручивание с болта. Если углы стёрты, можно попробовать использовать торцевую головку. Нагреть гайку можно паяльной лампой или обычно свечой. И важно сделать это только с одной стороны. Тогда она расширится, и расширение повредит коррозионный слой, после чего раскрутить крепеж будет легче. Только перед этим нужно облить нагретый участок холодной водой. Метод действенный, но не подходит в случаях, при которых важно не испортить закалку металла.
  • Применение зубила для откручивания. В данном случае происходит разрушение соединения и увеличение диаметра гайки. Для этого на её гранях выбиваются канавки, благодаря чему она со временем ломается, высвобождая болт. Дрель или болгарка тоже подойдут. Высверленные отверстия или пропиленные борозды окажут тот же эффект. Головка болта может тоже приржаветь к металлу, поэтому после проделанной процедуры его можно попробовать выбить из отверстия.
  • Откручивание с применением WD-40. Метод достаточно популярен, его цена относительно низкая. Средство нужно распылить на проблемный участок с гайкой. Спустя примерно 20 минут деталь уже будет откручиваться. Для этих же целей можно использовать керосин.
  • Различные кислоты тоже помогут помочь в откручивании. Делается пластилиновый бортик вокруг болта или гайки. Туда наливается серная, уксусная, лимонная или другие кислоты. Кусок цинка запускает процесс. Спустя сутки можно скручивать гайку.
  • Популярен способ “от противного”, когда вместо того, чтобы расшатать гайку или другое крепление, его закручивают до упора. Это делает ход крепежного элемента более свободным, что в итоге помогает вытащить его.

Снятие гайки комбинированным методом

Механическое воздействие на гайку, покрытую ржавчиной, показывает хорошие результаты, но бывает, что грубая сила недопустима, так как демонтаж нужно производить с осторожностью. Если нужно разъединить приржавевшие элементы без грубого воздействия, помогут химические методы.

Так, если нужно открутить застрявшую гайку, подойдет торцевой или накидной ключ с 6 или 12 точками контакта. Этим инструментом нужно поочередно затягивать и ослаблять резьбу резкими движениями. Но этот метод подойдет только в случаях с небольшим слоем ржавчины. Иначе грубая сила может привести к тому, что при попытке открутить крепежный элемент слетит резьба.

Если такое воздействие не дало результатов, пройдитесь по поверхности гайки металлической щеткой и нанесите на нее WD-40, керосин, скипидар или солярку. Выждав 15 – 20 минут, слегка постучите молотком по гайке, чтобы сбить верхний слой коррозии, и далее снова попробуйте применить ключ. Дополнить эту схему можно рычагом, как описано в первом пункте списка, который указан выше.

Обратите внимание! Чтобы открутить гайку с помощью химических веществ, нельзя использовать литол и солидол. Они быстро затвердевают, из-за чего открутить ржавый крепеж становится невозможно.

Не только кислоты могут помочь вытащить гайку. Другая химия, которая доступна в магазинах, тоже демонстрирует хорошие результаты. Так, автомобилисты используют собственную методику, которая помогает вынимать застрявшие крепежные элементы. Их обрабатывают раствором из масла для КПП и ацетона в соотношении 1 к 1. Проблемный участок смазывают этой смесью несколько раз с перерывом в 40 минут или дольше. А после обработки по крепежу делают несколько ударов инструментом.

Что нельзя делать для откручивания

При проведении демонтажа и скручивании болтов есть некоторые нюансы. Главное – не использовать детали, тронутые ржавчиной, а при раскручивании заржавевших не наносить растворы на неочищенные поверхности. Если потребуется выбить болт, не следует применять молоток, не надев бронзовую накладку – она позволит не испортить инструмент.

Советы

Все описанные выше методы эффективны. Но лучший метод борьбы с коррозией – ее предотвращение. Профилактика заключается в соблюдении трех простых правил, которые избавят от необходимости возиться с испорченными коррозией деталями:

  1. использовать качественный крепеж;

  2. затягивать крепления в соответствии со степенью затяжки аналогичных резьбовых соединений;

  3. перед закруткой обрабатывать деталь смазкой. 

На нашем сайте есть все для начала эффективной профилактики. Это качественные крепежные элементы надежных производителей, соответствующие необходимым стандартам.