X

Катастрофы с анкерами и болтами: кто виноват и что делать?


23.06.2021

Резьбовые соединения человек использует ещё со времён античности. Винты и болты начали активно появляться в технике примерно в XV веке, гайки – лет на 150 позже. Историки техники считают винт, болт и гайку великим изобретением человека, примерно как колесо. Резьбовые соединения применяются сейчас во всех зданиях и сооружениях, в автомобилях и самолетах, в трубопроводах и космических кораблях… И везде эти места либо важны, либо очень важны.

 

Что будет, если вдруг у какого-то болта сорвет резьбу в прямом смысле слова? Да ничего хорошего. В этой статье мы собрали ряд случаев из современной истории техники, когда болты, шпильки и гайки оказались причастны к катастрофам и разрушениям. Правда, почти всегда дело было все-таки не в самих болтах, а в людях, которые проектировали, монтировали и использовали эти резьбовые соединения.

 

29 августа 1907 года в Канаде рухнул в воду огромный строящийся мост через реку. Из-за ошибок главного инженера не выдержали стальные болты диаметром 60 см и вся конструкция вместе с двумя подъемными кранами сложилась в воду. Погибло 75 человек.

 

В 1953 году упали две опоры ЛЭП на линии Куйбышев – Москва: из-за неверного расположения болтов и слишком большого диаметра отверстий под болты в стыках опор ЛЭП они не выдержали сильного ветра и сложились.

 

17 июля 1981 года в г.Канзас-Сити в гостинице Hyatt Regency рухнули подвесные галереи. В это время на вечеринку в гостинице собралось более 1500 человек. Как выяснилось, галерея была спроектирована неверно, в итоге болтовые крепления галереи не выдержали и она рухнула. Более 100 человек погибло.

 

28 апреля 2004 г. на Нижнетагильском металлургическом комбинате в конвертерном цехе сорвался с крепления ковш с жидким металлом. Металл разлился, начался пожар. Два человека погибли. Это произошло в том числе из-за того, что 9 из 36 болтов диаметром 48 мм, которыми стойка ковша крепилась к основанию, проржавели, а еще 3 болта не имели гаек.

 

19 августа 2009 года произошла авария на на Саяно-Шушенской ГЭС. Из-за разрушения шпилек от усталости и отсутствия 6 гаек на крышке турбины гидрогенератора №2 крепление крышки не выдержало переменных динамических нагрузок, крышка гидрогенератора отлетела и в машинный зал хлынула вода. В итоге все гидрогенераторы были затоплены, машинный зал разрушен, погибли 75 человек. Работа станции по производству электроэнергии приостановлена.

 

В июне 2015 года лопнул аммиакопровод в Воронежской области. Один человек получил ожоги легких аммиаком, в реке произошла массовая гибель рыбы. Как выяснилось, за год до этого при замене шаровых кранов вместо комплектных гаек и шпилек были использованы некомплектные болты со старых кранов. Их длина оказалась недостаточной, и в один момент 5 болтов лопнуло, трубопровод разгерметизировался и аммиак начал вытекать, в атмосферу и в реку вылилось 560 л аммиака.

 

 В мае 2017 года рухнули перекрытия строящейся школы в пос. Мурино под Санкт-Петербургом. К счастью, никто не пострадал. Оказалось, что вместо высокопрочных болтов при монтаже перекрытий использовались обычные, класса прочности 5.8. А эти болты имеют недостаточную вязкость и хладостойкость стали.

 

Как мы видим, сами по себе резьбовые соединения – действительно надежная вещь. Пи условии, что они спроектированы и смонтированы правильно, а ещё – вовремя заменяются, задолго до достижения пределов физического износа металла. Копеечная экономия на крепеже может обернуться огромными убытками, а то и жертвами.

 

Проектируйте, монтируйте и и эксплуатируйте соединения правильно, а компания «Юниформ-металл» позаботится о том, чтобы в них работали действительно надежные, качественные болты, гайки и шпильки. Крепеж нужного диаметра вы всегда можете найти в нашем каталоге!