Что делать, если винт не выкручивается из-за ржавчины?
Металл (сталь) имеет свойство ржаветь. Это значит, что сборные конструкции, находящиеся в среде, где идет активное окисление металла (на открытом воздухе, в грунте, под водой, во влажной атмосфере, могут со временем стать «неразборными». Стальные болты, гайки, винты, элементы конструкции, окисляясь, «прикипают» друг к другу и не поддаются обычному усилию на раскручивание / выкручивание. Кроме «химии», в дело вступает и «физика» – заржавевшие поверхности становятся неровными, а значит, уже не так легко скользят друг по другу. Что делать?
Ученые, промышленность и народные умельцы нашли множество способов справиться со ржавыми болтами и гайками. Какой из них сработает в вашем случае, неизвестно. Поэтому перебирайте, проверяйте, пробуйте: какой-то обязательно сработает! Даже если Вы уже готовы махнуть на всё рукой и взяться за «болгарку».
Нагревать и охлаждать. Место соединения нагревается до красного цвета при помощи газового резака, паяльной лампы или пропановой горелки, а затем резко охлаждается водой: либо конструкция бросается в емкость с водой, либо поливается сверху до полного охлаждения. Цикл нагревания и охлаждения повторяется несколько раз. Важно, чтобы вода попадала между болтом и гайкой или в винтовое соединение и там испарялась. Давление пара расшатывает проржавевшее соединение и гайка начинает «подаваться».
Подобрать подходящий инструмент. Используйте отвертку со сменными насадками – битами и подберите насадку, наиболее точно подходящую по размеру. Перед тем, как прикладывать усилие, прочистите шлицы от грязи и ржавчины. Если шлицы в выпуклой головке винта уже сорваны, то можете восстановить их с помощью ножовки по металлу. Если винт или болт находятся в труднодоступном месте, до них можно дотянуться, присоединив биту к отвертке через специальные удлинители.
Постучать по головке болта или винта при помощи молотка и ударной отвертки. Стучать можно с разных сторон, в том числе сверху, но аккуратно, чтобы не повредить шлицы.
Использовать проникающий растворитель ржавчины или смазку. Чаще всего в качестве растворителя ржавчины используют жидкость «WD-40», а для смазки - «отработку» или универсальное масло. Но работают они только в том случае, когда в соединении есть хоть какие-то зазоры. куда может затечь растворитель или масло. Если соединение «сварилось» наглухо, то они бесполезны.
Высверлить винт. Берете дрель, набор свёрл разного диаметра и приступаете. Сначала сверлом небольшого диаметра намечаете углубление в шляпке, затем сверлом большего диаметра срываете шляпку и в конце сверлом соответствующего диаметра проходите место винта на всю глубину. После этого в зависимости от ситуации либо снова нарезаете резьбу в отверстии метчиком, либо вкручиваете в него саморез подходящего диаметра.
Припаять или приварить к винту отвертку или шестигранник. За счет этого мы можем приложить к винту гораздо большее усилие и он всё-таки выкрутится.
Если Вы хотите с самого начала уберечь себя от подобных «развлечений», используйте нержавеющий или оцинкованный крепеж там, где предполагается разбирать соединение в каком-то обозримом будущем. Выбрать нержавеющий крепеж. устойчивый к самым агрессивным средам, можно в каталоге компании «Юниформ-Металл»: https://uniform-met.ru/catalog/nerzhaveyushchiy-krepezh/ И тогда вам не понадобятся ни «вэдэшка», ни ударная отвертка.